г. Москва,
Бескудниковский бульвар, д.6, корп.2
Верхние Лихоборы
График работы:
Понедельник - пятница
07:30 - 19:30
© 2016 Kinder School

Легкая адаптация в детском саду

Как быстро пролетело время. Казалось, только родилась ваша кроха, только сделала первые шаги и сказала свое первое «мама», и вот уже отпуск по уходу за ребенком заканчивается, а значит, пришло время собираться в детский сад. В большинстве случаев родители отдают свое чадо в дошкольное учреждение по достижении им 3-летнего возраста. Но бывают жизненные ситуации, когда детям приходится расставаться с мамой еще раньше — в 1,5-2 года. Это стресс как для ребенка, так и для его родителей. Есть способы уменьшить напряжение и помочь маленькому человеку пройти адаптацию в детском саду максимально безболезненно, о них и пойдет речь дальше.

Определение адаптации

Адаптация детей в ДОУ — это приспособление малыша к новым незнакомым и оттого пугающим условиям. Ее проходят все дети без исключения, поступающие в детские сады. Обстановка вне дома резко отличается от той, к которой привык, и которую знает кроха. В саду он должен подчиняться чужим взрослым, быть дисциплинированным, соблюдать новый режим, общаться с незнакомыми детьми вдали от родных и близких. Здесь ему уже не уделяется столько персонального внимания, как было дома. Это стресс для неокрепшей детской психики, в саду малыш все время пребывает в состоянии напряжения, а иногда и в перенапряжении как психических, так и физических сил.

Всех родителей в начале адаптационного периода посещают мысли: «Как долго продлится адаптация ребенка в детском саду, завершится ли она вообще?» Каждому родителю кажется, что их ребенок ведет себя хуже других и, возможно, вообще «недетсадовский». Эти терзания напрасны, тяжело абсолютно всем детям.

В среднем привыкание длится около месяца, иногда затягивается до 3-4 месяцев. Все индивидуально и зависит от ряда факторов.

Особенности поведения детей в период адаптации

  1. Эмоции. Отрицательные эмоции — обязательный попутчик процесса адаптации ребенка в саду. Они выражаются в плаче от легкого хныканья и крика, потому что другие кричат, до безудержных рыданий и истерик. Малыш испытывает страх из-за незнакомого и непривычного окружения, а главное, из-за опасений, что мама забудет прийти за ним и забрать домой. Он чувствует себя преданным, оторванным от семьи. Это нередко выливается в гнев, когда чадо злится, кричит, бьет родителя, не дает себя раздеть. Некоторые дети, наоборот, пассивны и, кажется, будто у них вообще отсутствуют эмоции, — они переживают все внутри и неизвестно, что хуже. Родителям надо запастись терпением, пройдет время и на смену грусти придет радость от игр и общения со сверстниками. Возможно, при расставании ребенок будет плакать еще долгое время, но если он быстро успокаивается, значит, адаптация идет хорошо.
  2. Аппетит. Нормально, если в период адаптации крохе не захочется есть. Это связано с непривычным вкусом и видом пищи, к прочему прибавляется стресс. Возобновление аппетита станет благоприятным признаком.
  3. Сон. Качество сна тоже пострадает от чрезмерного нервного напряжения. Малыш может не желать укладываться на дневной сон в саду или засыпать, но спать беспокойно и плакать после пробуждения. Дома тоже могут наблюдаться некоторые нарушения, которые исчезнут без следа, как только адаптация будет пройдена.
  4. Навыки. В первые дни, проведенные в садике, дети иногда «теряют» навыки самообслуживания, даже давно приобретенные: поход на горшок, самостоятельный прием пищи, одевание и раздевание. Судить об успешно прошедшей адаптации в детском саду можно тогда, когда малыш вспомнит прежние умения, и, возможно, с удивлением обнаружит, что научился новым у своих сверстников.
  5. Жажда знаний. По началу, дети часто теряют всякую активность и интерес к новым игрушкам. Некоторым малышам требуется немного времени провести в одиночестве, со стороны наблюдая за происходящим вокруг — это нормально. В процессе адаптации кроха все больше станет проявлять любопытство к окружающему пространству.
  6. Отношение с воспитателями и детьми. Ребенок 1,5-3 лет в ясельной группе еще неспособен полноценно играть в коллективные игры, полностью вовлекаясь в процесс. В этом возрасте играют скорее не сообща, а рядом друг с другом. Кроме того, первое время, пока не закончится адаптация, даже самый общительный, улыбчивый ребенок будет замкнутым, нелюдимым и угрюмым. Все пройдет, когда адаптация закончится, и малыш станет с интересом слушать воспитательницу, вовлекаться в занятия, предложенные ею и соблюдать распорядок дня.
  7. Речь. Бывают случаи, когда из-за стресса ребенок начинает коверкать слова. Нет повода для беспокойства, вскоре речь не только восстановится, но и обогатится.
  8. Двигательная активность. В зависимости от темперамента степень адаптации и реакция на перенапряжение психики у детей могут сильно отличаться: кто-то становится вялым и заторможенным, кто-то, напротив, неуправляемым и агрессивным. Об успешном завершении адаптации скажет возврат к прежней манере поведения сначала дома, а затем в саду.
  9. Здоровье. Часто в период адаптации в саду у малыша появляются сопли, он начинает безостановочно болеть ОРЗ и цеплять другие вирусы. Это так называемый уход в болезнь — кроха на подсознательном уровне хочет остаться дома в привычной обстановке. Из-за постоянного стресса снижается иммунитет, организм отвечает на призыв нервной системы болезнью. Чтобы этого избежать, родителям нужно привести жизнь вне детского сада к максимально возможному комфорту и спокойствию, наладить эмоциональный контакт с ребенком.

Причина возникновения стресса

Отрыв от матери — самого дорогого существа — главная причина возникновения стресса. Ребенок брошен, что ожидает его дальше — он не знает, не понимает, как вести себя с незнакомыми детьми и взрослыми. Он охвачен страхом, сделать что-нибудь неправильно. Известно, что мальчики 2,5-5 лет тяжелее переживают расставание с матерью, чем девочки. Кроме того, адаптационный период может совпасть с кризисом 3 лет, поэтому некоторые специалисты утверждают, что период адаптации в детском саду легче и быстрее преодолевают дети, которых отдают туда в более раннем возрасте — в ясельную группу с 1,5 до 3 лет.

Степени адаптации

Кто-то из детей привыкает к незнакомой обстановке за 2 недели, некоторые не могут справиться со стрессом в течение 1,5-2 месяцев. Адаптация считается тяжелой, если за 3 месяца посещения детского сада ребенок так и не приспособился к новым условиям. Помочь таким детям может детский психолог.

Трудности испытывают неподготовленные дети, для которых посещение детского сада стало неожиданностью. Малыши переживут адаптацию в детском саду легче, если:

  • заблаговременно подготовить ребенка: за пару месяцев до начала посещения ДОУ начать рассказывать о предстоящих в его жизни изменениях, играть в детский сад, гулять возле него. Отлично, если малыш заранее познакомится со своей будущей воспитательницей, и не просто постоит пару минут рядом, пока мама обсудит насущные вопросы, а сходит с ней и мамой в группу, пообщается с детьми;
  • будут физически здоровы и с хорошим иммунитетом, чтобы бросить защитные силы организма на борьбу со стрессом, не отвлекаясь на болезни;
  • у них развиты навыки самообслуживания, тогда малышу будет проще освоиться в месте, где ему не уделяют столько внимания, как дома. Тем, кто самостоятельно ходит на горшок, ест, способен сам частично одеться или раздеться, не приходится стихийно учиться этому в саду, лишь усугубляя стрессовое состояние;
  • их распорядок дня, сходен с детсадовским. Перестраивание режима должно начаться еще за пару месяцев до первого посещения детского сада.

Помощь родителей

Видя, как его беззащитный ребенок страдает, каждый родитель хочет помочь малышу поскорее справиться со стрессом. Прежде всего, дома нужно постараться создать максимально спокойную и доброжелательную обстановку, чаще говорить малышу, какой он хороший и как сильно вы его любите, обнимать и целовать, и также:

  • в процессе адаптации не ругать за непослушание и капризы, наоборот, чаще хвалить и стараться переключить внимание ребенка на игру. Следует понимать, плохое поведение во время привыкания — следствие угнетения нервной системы;
  • не критиковать воспитателей и не отзываться о детском саде плохо в присутствии ребенка. Лучше, если малыш будет уважать людей, с которыми проводит почти весь день по примеру родителей, рассказывающих, в какой замечательный садик он ходит;
  • не менять распорядок дня, установившийся в саду, в выходные дни. Можно дать возможность поспать утром немного дольше обычного, но не более чем на 1-2 часа. Если малышу необходимо отсыпаться в выходные, значит, выстроен неправильный режим, и вечером ему нужно ложиться спать раньше;
  • разрешать малышу брать в садик любимую игрушку. Частичка родного дома поможет справиться с тревогой;
  • играть в детский сад и всегда доводить игру до логического завершения, когда вечером за детьми приходят родные и забирают их домой. У ребенка не должно оставаться сомнений в том, что за ним придут, его не бросят;
  • позволить малышу привыкать к новой обстановке постепенно: первое время водите его в детский сад на пару часов, когда кроха немного освоится можно увеличить часы посещения до дневного сна и далее.

Спокойное утро

Правильный настрой на садик начинается со спокойного утра. Ребенок чувствует настроение матери: если она будет нервничать, показывать неуверенность или раздражаться, то ее состояние обязательно передастся малышу. Сохраняйте спокойствие и доброжелательность во время разговора с ребенком дома и по приходе в детский сад.

Не кричите и не подгоняйте. Разбудите чадо пораньше, чтобы он успел проснуться и не спеша собраться. Детям нужно больше времени, чем взрослым, чтобы отойти ото сна и настроиться на день.

По возможности пусть ребенка в садик, пока не пройдет период адаптации, провожает кто-то из близких, к которому он привязан не слишком сильно. Малышу будет проще попрощаться с ним, когда придет момент расставания.

Утром проговаривайте ребенку, как пройдет его день: чем он займется в детском саду, как вы вместе проведете вечер и главное — когда именно за ним придете (после обеда, сна или прогулки). Так крохе будет проще сориентироваться, и он не будет ежеминутно ждать родителя.

Распространенные ошибки родителей

По незнанию взрослые часто ведут себя неправильно, лишь затягивая адаптацию ребенка в детском саду:

  • ругают и наказывают малыша за капризы из-за нежелания посещать детский сад или расставаться с провожающим его родителем;
  • говорят с кем-либо в присутствии ребенка о его слезах, и ему передается тревожность взрослого;
  • пытаются напугать детским садом, например: «Не будешь меня слушаться, пойдешь в детский садик» или «Еще раз такое вытворишь, и оставлю тебя в садике». Дошкольное учреждение не должно ассоциироваться у малыша с отрицательными эмоциями;
  • обманывают ребенка. При намерении оставить его в саду до вечера, не надо обнадеживать малыша своим скорым приходом, — скажите правду. В противном случае, прождав вас целый день, он утратит доверие к родным людям.

Помощь родителям

В специализированной литературе найдется много практических советов о том, как помочь ребенку адаптироваться в детском саду, но не сказано ни слова об угнетенном состоянии его родителей. Ведь им тоже несладко: ребенок плачет иногда просто при одном упоминании, что завтра нужно идти в садик, и родители чувствует себя предателями, переживают и мучаются, хотя чаще отмахиваются от своих эмоций. Как можно помочь себе быстрее избавиться от нервного напряжения?

  1. Взрастить внутреннюю уверенность, что детский сад действительно необходим и вам и ребенку. Авторитетный специалист в области детского развития и здоровья, врач педиатр, к. м. н. Комаровский Е. О. разбирает проблемы адаптации в саду на своем видеоканале и неоднократно упоминал, что посещение ребенком ДОУ влияет на формирование личности исключительно положительно. Воспитатели с педагогическим образованием привьют малышу навыки самостоятельности и организованности, познавательной, игровой и учебной деятельности. Ребенок будет общаться со сверстниками, что благотворно скажется на его приспособленности к жизни в коллективе. А родители смогут пойти работать или заняться делами, приступить к которым не было возможности из-за присутствия рядом ребенка.
  2. Понять, что ваш кроха не так уж беззащитен и слезы в этом случае — лучшее, что могло произойти. Капризность ребенка более желательна, чем замкнутость и переживание тревог внутри себя (что иногда встречается). Плач помогает не перегружаться нервной системе, ведь у ребенка настоящее горе, — он вынужден расстаться с самым дорогим человеком, с мамой и не знает, когда она за ним придет и придет ли вообще. Но вам-то известно, что вечером вы снова увидитесь.
  3. Проконсультироваться с психологом, занимающимся проблемами адаптации в детском саду. Если такой возможности нет, не стесняться лишний раз спросить о ребенке у воспитателя: как он кушал, как вел себя, спал или нет, долго ли плакал после вашего ухода. Воспитатель сталкивался с разными детьми за годы своей работы и знает об адаптации все, он сможет успокоить или дать рекомендации, рассказать, на что нужно обратить внимание. Иногда важно просто поговорить с человеком, чтобы унять внутреннее беспокойство и понять, что ребенок остается с профессионалом и человеком, любящим детей.
  4. Найти единомышленников среди таких же родителей. Делитесь способами, как помочь малышам безболезненнее адаптироваться в детском саду, радуйтесь их успехам сообща.
То, сколько продлится адаптация ребенка к детскому саду и, какой будет степень ее тяжести, во много зависит от правильного поведения и мудрости родителей. Не ругайте ни себя, ни малыша — испытываемые сейчас эмоции, нормальны и естественны. И не забывайте, что все временно, и совсем скоро станет значительно легче, а еще чуть позже кроха сам будет проситься в детский сад, чтобы поиграть с новоприобретенными друзьями.